30
JUN
2014

Денис Конанчук: «Университеты должны кооперироваться» // ИТАР-ТАСС

Конанчук Денис
 Вопрос о кооперации российских университетов в последнее время все чаще обсуждается как на государственном уровне, так и среди ректоров ведущих вузов.

Ни для кого не секрет: чтобы составить хорошую конкуренцию на международном уровне, российскому образованию для начала необходимо повысить эффективность внутри страны.

На данный момент Россия уже вынуждена конкурировать с активно развивающимися образовательными проектами международного уровня. Сотрудничество всемирно известных университетов на международных онлайн-платформах и новые образовательные форматы вызывают большой интерес у аудитории, заинтересованной в приобретении профессиональных навыков и качественных знаний.

Будем реалистичны: российские вузы в значительной степени уступают зарубежным в выстраивании активной совместной работы с лучшими кадрами и образовательными ресурсами. Поэтому, как мне кажется, важно изучить процессы кооперации  на основе четырех реально существующих международных образовательных проектов и понять, что из этого будет актуально для развития российских вузов в ближайшее время.

Первым и, вероятно, наиболее узнаваемым проектом во всем мире является платформа EDx, созданная в 2012 году двумя историческими конкурентами - университетами Harvard и MIT. Это один из самых успешных проектов кооперации в образовании и предлагающий бесплатно лучшие образовательные курсы в онлайн-формате.

В результате масштабного эксперимента был создан образовательный консорциум с горизонтом планирования шесть-десять лет, нацеленный на создание "университета для миллиарда". Целевой аудиторией стали студенты в возрасте от 20 до 35 лет со всего мира, большая часть которых к 2020 году будет обладать так называемыми smart connected devices - смартфонами, планшетами, компьютерами с постоянным доступом в интернет.

В процессе запуска проекта была создана специализированная экосистема, включающая работу с анализом больших массивов данных (big data) и позволяющая проводить анализ работы каждого студента. В результате участники консорциума EDx в скором времени смогут идентифицировать и отбирать студентов, продемонстрировавших лучших результаты в открытых онлайн-курсах, приглашая их на собственные кампусы для очного обучения. Таким образом, проект EDx  - это новый мировой пылесос, отбирающий самых талантливых и перспективных студентов.

Основным ограничением для создания подобного альтернативного проекта в России является инвестиционный барьер. Инвестиции в проект EDx уже составляют более $100 млн - сумма более чем значительная. Конкуренция  с таким проектом возможна лишь в условиях объединения усилий лучших российских университетов, поддержанных крупными корпорациями и, возможно, государством.

Второй пример подлинной кооперации в сфере образования можно найти в рейтинге лучших программ бизнес-школ формата EMBA (Executive Master of Business Administration - программы, ориентированные на руководителей высшего звена, имеющих опыт работы более десяти лет). Это уникальный прецедент в истории образования: первые шесть позиций в рейтинге программ EMBA от Financial Times 2013 занимают исключительно программы двойных и тройных дипломов.

Например, партнерская программа Kellogg HKUST EMBA - партнерство Kellogg School of Management, Northwestern University (Kellogg) и The HKUST Business School - находится на первом месте в мировом рейтинге Financial Times на протяжении последних пяти лет.

Амбиции проекта связаны с созданием совершенно нового продукта - глобальной сети топ-менеджеров. Идея этой программы состоит в том, что руководителям транснациональной корпорации необходимо иметь опыт работы в разных географических и культурных контекстах, а также завязывать деловые отношения с лидерами компаний из любой точки мира. Студентам предоставляется возможность пройти обучение в течение десяти уикендов, проживая в Гонконге и Чикаго, выбирая необходимый курсы из партнерской сети Kellogg в Тель-Авиве, Майами, Дюссельдорфе, Пекине. В итоге после выпуска студенты получают доступ к глобальной сети высокооплачиваемых топ-менеджеров.

Следующим значимым проектом кооперации в образовании с уверенностью можно назвать проект нового поколения Minerva Schools - программу международного бакалавриата нового типа, первый набор которой стартует в 2015 году. Лидером проекта стал Ларри Саммерc, экс-президент Harvard.

Это единственный проект, получивший  финансирование $25 млн и существующий пока лишь на бумаге . Амбиция проекта - создать образовательную программу уровня бакалавриата нового типа, совместив несовместимое за четыре года обучения: общественные и гуманитарные науки, компьютерные технологии, естественные науки, искусство и бизнес.

Отбор студентов носит глобальный характер, а выпускники должны стать лидерами завтрашнего дня для глобального мира, что подтверждает заявленная цель - «Educating Tomorrow’s Leaders and Innovators», что в переводе означает «Мы формируем лидеров и новаторов для будущего». Создатели проекта считают, что обычного знания недостаточно, студенты должны пожить и понять, чем же живут семь крупнейших мегаполисов мира и каково их будущее (Сан-Франциско, Берлин, Буэнос-Айрес, Гонконг, Мумбаи, Лондон и Нью-Йорк). Помимо прочего партнеры программы предоставляют выпускникам пожизненную карьерную поддержку. В основе этого проекта заложена идея, что мир глобален и все лучшее возникает на пересечении разных знаний и технологий, все должно быть прочувствовано на практике.

Помимо международных существуют и российские проекты кооперации в сфере образования. Четвертый  проект - разрабатываемый Авиастроительный образовательный кластер в городе Жуковский, предлагающий авиационное образование в России мирового уровня.

Будучи российским проектом, он вызывает особый интерес. Уникальность проекта обоснована несколькими факторами. Ни в одном российском вузе  не ведется подготовка по полному перечню компетенций, необходимых для выпуска специалиста, способного конкурировать на мировом рынке авиастроения.

Часть необходимых компетенций в России отсутствует вообще. В связи с этим перед проектом стоят масштабные задачи: подготовка инженеров и управленцев, которые будут способствовать росту конкурентоспособности российского самолетостроения на мировом рынке. К участию в кооперации при руководстве ОАК планируется привлечь более десяти российских университетов, а также несколько мировых лидеров обучения в области авиастроения.

Анализ представленных четырех проектов кооперации свидетельствует об одном: в международном образовании происходят существенные трансформации, которые заставляют бывших конкурентов становиться союзниками. Масштаб глобальной конкуренции за ресурсы, людей и таланты приводит к тому, что в новом образовательном пространстве конкурентами становятся не отдельные университеты, а их консорциумы или даже целые страны. Именно поэтому мы считаем необходимым объединение усилий ведущих российских университетов в конкуренции за лучших студентов, преподавателей и исследователей. Формирование современных интеллектуальных сетей, обеспечивающих мобильность людей и идей, может обеспечить конкурентоспособность российской системы образования на следующем этапе развития.

Автор

Денис Конанчук, руководитель Центра образовательных разработок Московской школы управления "Сколково"

http://itar-tass.com/opinions/2151

Оставить комментарий

captcha *

Яндекс.Метрика